Психолог в Украине


Как улучшить коммуникацию с подростком?


Коммуникация с подростками 

Коммуникация с подростками является одной из ключевых тем в области психологии, поскольку эффективное взаимодействие с этой возрастной группой играет важную роль в их развитии и благополучии. В современном обществе, где молодежь сталкивается с многочисленными вызовами и стремительно меняющимся окружающим миром, улучшение коммуникации с подростками становится более актуальным и значимым, чем когда-либо.


Подростковый период характеризуется физиологическими, эмоциональными и когнитивными изменениями, которые влияют на их взаимодействие и способность выражать себя. Недостаточное взаимопонимание и недостатки в коммуникации между подростками и взрослыми могут привести к проблемам, таким как конфликты, эмоциональное напряжение и ухудшение психического благополучия.


Целью данной статьи является предоставление экспертной информации и практических советов психологам и психотерапевтам, чтобы помочь им улучшить коммуникацию с подростками. Мы рассмотрим различные аспекты этой проблемы, включая понимание подросткового развития, ключевые психологические аспекты коммуникации, эффективные стратегии общения, преодоление препятствий и роль психологической поддержки для подростков и их родителей.


Понимание подросткового развития


Коммуникация с подростками 

Подростковый период характеризуется рядом физиологических, эмоциональных и когнитивных изменений, которые оказывают влияние на коммуникацию и взаимодействие с подростками.


Физиологические изменения включают в себя быстрый физический рост, изменения внешности и созревание половых функций. Эти изменения могут вызывать неудобство и неуверенность у подростков, так как они адаптируются к своему новому телу и осваивают его возможности. Например, подросток может испытывать неуверенность из-за быстрого роста, необычных пропорций тела или изменений в голосе. В понимании и поддержке подростка важно учесть эти физиологические изменения и помочь им принять и положительно воспринять свое новое тело.


Эмоциональные изменения являются неотъемлемой частью подросткового развития. Подростки сталкиваются с бурными эмоциями, такими как радость, грусть, гнев и страх. Они могут переживать эмоциональные кризисы и находиться в поиске своей эмоциональной стабильности. Например, подростки могут испытывать эмоциональные всплески из-за неразрешенных конфликтов, стресса в школе или сложностей в отношениях с друзьями. Важно помнить, что эмоции подростка могут быть интенсивными и переменчивыми, и устанавливать с ними эмоциональную связь и поддерживать их эмоциональное благополучие.


Когнитивные изменения связаны с развитием мышления и познавательных способностей. Подростки начинают мыслить более абстрактно, рассуждать о сложных проблемах и формулировать свои собственные мнения. Они развивают критическое мышление и начинают задавать вопросы о мире вокруг них. Например, подросток может начать интересоваться политикой, социальными проблемами или философскими вопросами. В коммуникации с подростками важно поощрять их мыслительные способности, задавать открытые вопросы и уважать их мнения.


Поиск идентичности - один из ключевых этапов развития подростков. В этот период они ищут свое место в обществе, формируют свои ценности, убеждения и жизненные планы. Они могут экспериментировать с различными стилями одежды, музыкой или поведением, чтобы определить, кто они на самом деле. Например, подросток может присоединиться к определенной группе или стать активистом определенной проблемы, чтобы выразить свою идентичность. Важно поддерживать подростка в этом процессе, уважая и признавая его поиски и помогая ему развить здоровую и устойчивую идентичность.


Формирование автономии - еще один важный этап подросткового развития. Подростки стремятся к большей самостоятельности и независимости от родителей. Они хотят принимать собственные решения, контролировать свою жизнь и быть ответственными за свои поступки. Например, подросток может вырабатывать собственное расписание или принимать решения о своих учебных и внешкольных активностях. Важно поддерживать подростка в его стремлении к автономии, предоставлять ему возможность принимать решения и брать на себя ответственность, при этом оставаясь доступным для поддержки и консультации.


Все эти физиологические, эмоциональные и когнитивные изменения, а также ключевые этапы развития подростков, оказывают влияние на коммуникацию и взаимодействие с ними. Понимание этих факторов позволяет адаптировать подход к коммуникации, учитывая особенности и потребности подростков, и создавая более эффективное и гармоничное взаимодействие. Например, при общении с подростком можно использовать открытые вопросы, проявлять эмпатию, выражать признание и поддержку, а также предоставлять им возможность принимать решения и высказывать свое мнение. Такой подход поможет подростку чувствовать себя услышанным, понятым и уважаемым, что способствует лучшей коммуникации и взаимопониманию.


Психологические аспекты коммуникации с подростком


Коммуникация с подростками 

Коммуникация с подростками включает в себя ряд психологических аспектов, которые важно учитывать для эффективного взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них:


  1.  * Роль эмоций в коммуникации: Эмоции играют важную роль в коммуникации с подростками. Подростковый период характеризуется бурными эмоциональными переживаниями, и эмоциональное состояние подростка может оказывать влияние на качество и результат коммуникации. Для эффективной коммуникации с подростком важно уметь эмоционально подключаться к нему. Например, выражение эмпатии и понимания его эмоционального состояния может помочь ему почувствовать себя понятым и поддержанным. Подобное подключение к эмоциональному опыту подростка может способствовать установлению доверительных отношений и глубокой коммуникации.
  2.  * Влияние самооценки и самоидентификации: Самооценка и самоидентификация являются важными факторами, влияющими на коммуникационные привычки подростков. Подростки активно формируют свое представление о себе, и это влияет на их способность и желание вступать в коммуникацию. Например, подросток с низкой самооценкой может испытывать страх перед высказыванием своих мыслей и мнений, что затрудняет открытую коммуникацию. Понимание и поддержка подростков в формировании позитивной самооценки и помощь им в развитии здоровой самоидентификации могут способствовать развитию уверенности и открытости в коммуникации.
  3.  * Понимание развития мозга подростка: Развитие мозга подростка также оказывает влияние на коммуникацию. Нейробиологические исследования показывают, что подростковый мозг находится в процессе интенсивного развития, особенно в области, отвечающей за принятие решений, регуляцию эмоций и планирование. Понимание этих особенностей мозга помогает в настройке подхода к коммуникации. Например, сознательное создание структурированного и поддерживающего окружения, предоставление ясной информации и помощь в развитии планирования и принятия решений может помочь подростку эффективно взаимодействовать и развиваться.


Эти психологические аспекты коммуникации с подростком помогают понять и учесть его эмоциональные потребности, самооценку и развитие мозга. Это в свою очередь способствует развитию глубокого и доверительного взаимодействия, а также помогает подростку развиваться и успешно адаптироваться в обществе.


Влияние самооценки и самоидентификации на формирование коммуникационных привычек


улучшить коммуникацию с подростком 

Самооценка и самоидентификация играют важную роль в формировании коммуникационных привычек подростков. Как подростки воспринимают и оценивают себя, а также как они идентифицируют себя в социальной среде, может влиять на их способность и готовность активно взаимодействовать с окружающими людьми. Рассмотрим этот аспект подробнее.


Самооценка представляет собой оценку и ощущение собственной ценности, значимости и компетентности. Подростки с высокой самооценкой верят в свои способности и могут проявлять большую уверенность в коммуникации. Например, такой подросток может легко выражать свое мнение, задавать вопросы или инициировать общение с другими людьми. С другой стороны, подростки с низкой самооценкой могут испытывать неуверенность и страх выражать себя, что может препятствовать открытой и эффективной коммуникации. Например, такой подросток может избегать высказывания своих мыслей или чувств, опасаясь негативной реакции окружающих.


Самоидентификация относится к процессу определения и понимания собственной личности и места в социальной среде. Подростки активно ищут свою идентичность и стараются найти группу людей или общество, с которыми они могут идентифицироваться и чувствовать принадлежность. Например, подросток может искать свое место среди спортивных команд, художественных кружков или активистских групп. Влияние самоидентификации на коммуникационные привычки заключается в том, что подросток может стараться соответствовать определенным нормам или ожиданиям своей группы, чтобы поддерживать свою идентичность. Например, подросток, который идентифицирует себя как часть музыкальной группы, может использовать специфическую лексику или образцы поведения, чтобы быть "признанным" членом этой группы.


Влияние самооценки и самоидентификации на формирование коммуникационных привычек имеет большое значение для понимания и поддержки подростков в процессе их развития. Взрослые, включая психологов и психотерапевтов, могут помочь подросткам в укреплении и развитии их самооценки, например, путем поощрения и поддержки достижений, а также помощи в управлении негативными мыслями об их собственной ценности. Кроме того, психологи могут помочь подросткам искать и строить свою идентичность, создавая условия для исследования различных интересов и возможностей и поддерживая их в этом процессе.


Пример: Представим ситуацию, когда подросток с низкой самооценкой посещает психолога для помощи в улучшении коммуникации. Психолог может проводить с ним индивидуальные сеансы, на которых помогает подростку осознать и выразить свои чувства, мысли и потребности. Психолог также может помочь подростку в построении позитивного восприятия себя и укреплении самооценки через работу над достижениями и поощрением его сильных сторон. Это в свою очередь может помочь подростку почувствовать большую уверенность в себе и открыться для более эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми.


Как понимание развития мозга подростка может помочь в коммуникации


улучшить коммуникацию с подростком 

Понимание развития мозга подростка имеет большое значение при взаимодействии и коммуникации с ними. Мозг подростка находится в процессе интенсивной перестройки и развития, что может влиять на их поведение, эмоции и способность к коммуникации. Рассмотрим этот аспект подробнее.


Во время подросткового периода происходят значительные изменения в мозге под воздействием гормонов и развивающихся нейронных связей. Один из ключевых аспектов этого развития - развитие фронтальных долей мозга, ответственных за планирование, принятие решений, контроль импульсивности и регуляцию эмоций. В то же время, области мозга, связанные с наградой и удовлетворением, уже достигли высокой активности. Это может привести к тому, что подростки проявляют более импульсивное поведение и стремление к новым и интенсивным ощущениям.


Понимание этих особенностей мозга подростков может помочь в эффективной коммуникации с ними. Вот несколько примеров, как это может быть применено:


  •  * Сознательное создание структурированной среды: Понимание, что мозг подростка все еще развивается, может побудить взрослых создавать структурированные и предсказуемые среды для коммуникации. Например, можно использовать ясные инструкции, четко определенные правила и последовательные шаги для достижения целей во время общения с подростком. Это поможет улучшить их способность к планированию и регуляции поведения.
  •  * Демонстрация терпения и понимания: Зная, что развитие мозга подростка может привести к более импульсивному поведению и сложностям в регуляции эмоций, взрослые могут проявить терпение и понимание во время коммуникации. Например, вместо негативной реакции на высказывания подростка, можно показать эмоциональную поддержку и помочь им осознать и выразить свои чувства.
  •  * Развитие навыков саморегуляции: Взрослые могут помочь подросткам развивать навыки саморегуляции, особенно в контексте эмоциональных реакций. Например, можно обучить подростка стратегиям дыхательных упражнений или медитации, которые помогут им успокоиться и справиться с эмоциональным напряжением во время коммуникации.


Понимание развития мозга подростка предоставляет ценную информацию для эффективной коммуникации и поддержки их развития. Психологи и психотерапевты, основываясь на этом понимании, могут использовать соответствующие стратегии и подходы в своей работе с подростками, помогая им развивать навыки коммуникации, регуляции эмоций и принятия решений.


Эффективные стратегии коммуникации


улучшить коммуникацию с подростком 

Эффективные стратегии коммуникации играют важную роль в улучшении взаимодействия с подростками. Рассмотрим подробнее несколько таких стратегий и приведем примеры их применения.


  •  * Развитие навыков активного слушания и эмпатии: Активное слушание является ключевым элементом эффективной коммуникации с подростком. Это включает в себя умение внимательно слушать и понимать сказанное подростком, а также проявлять эмпатию к его чувствам и опыту. Например, показывая подростку, что вы внимательно слушаете и интересуетесь тем, что он говорит, вы можете сказать: "Я слышу, что это для тебя очень важно. Расскажи мне больше о том, как ты себя чувствуешь в этой ситуации." Это поможет подростку почувствовать, что его мнение и опыт ценятся, и установить более тесную эмоциональную связь.
  •  * Обучение ясному и эффективному выражению мыслей и чувств: Подростки могут сталкиваться с трудностями в выражении своих мыслей и чувств. Поэтому важно научить их ясно и конструктивно выражать свои мысли и чувства. Например, можно применять такую стратегию как "Я-сообщение". Вы можете показать подростку, как сформулировать свое высказывание, начиная с "Я чувствую", "Я нуждаюсь в" или "Мне важно". Например, "Я чувствую себя обиделым, когда ты не отвечаешь на мои сообщения. Мне важно знать, что ты думаешь." Это поможет подростку выразить свои эмоции и потребности более ясно, что облегчит понимание и сотрудничество.
  •  * Внедрение позитивного подхода в коммуникации: Позитивный подход помогает создать поддерживающую и подтверждающую атмосферу во время общения с подростком. Это включает в себя поощрение и поддержку их самовыражения и достижений. Например, вместо критики и упреков, можно акцентировать внимание на позитивных аспектах и достижениях подростка. Вы можете сказать: "Я заметил, что ты очень стараешься в учебе. Ты делаешь огромный прогресс, и я горжусь тобой." Это создаст атмосферу доверия и поощрения, способствующую более открытому и конструктивному общению.


Применение этих стратегий в коммуникации с подростками поможет улучшить взаимодействие, установить эмоциональную связь и построить более здоровые и поддерживающие отношения.


Обучение ясному и эффективному выражению мыслей и чувств


улучшить коммуникацию с подростком 

Обучение ясному и эффективному выражению мыслей и чувств является важной стратегией в коммуникации с подростками. Подростки часто испытывают трудности в выражении своих мыслей, эмоций и потребностей. Рассмотрим подробнее эту стратегию и приведем примеры ее применения.


  •  * Используйте "Я-сообщение": Подход "Я-сообщение" позволяет выражать свои мысли и чувства, не обвиняя или нападая на собеседника. Вместо того, чтобы говорить "Ты всегда забываешь мои просьбы", вы можете сказать "Я чувствую себя обеспокоенным, когда мои просьбы не выполняются. Мне важно, чтобы мы могли найти способ решить эту ситуацию вместе". Таким образом, подросток лучше понимает ваши чувства и потребности, и вы совместно ищете конструктивные решения.
  •  * Учите выражать эмоции словами: Многие подростки испытывают трудности в определении и выражении своих эмоций. Помогите им научиться определять свои эмоции и выражать их словами. Например, вы можете предложить подростку использовать список эмоций и выбрать те, которые наиболее точно описывают его состояние. Затем попросите его объяснить, почему он чувствует именно так. Например, "Я чувствую себя разочарованным, потому что я ожидал, что это будет по-другому".
  •  * Учитесь быть конкретным и ясным: Важно научить подростка быть конкретным и ясным в своем выражении. Помогите ему сформулировать свои мысли так, чтобы они были понятны и не вызывали недоразумений. Например, вместо общих высказываний типа "Все плохо" или "Я ничего не понимаю", попросите подростка объяснить, что именно вызывает его неудовлетворение или непонимание. Например, "Я чувствую себя нервозным, потому что у меня возникают трудности в выполнении этой задачи. Мне нужна помощь, чтобы разобраться в ней".


Обучение ясному и эффективному выражению мыслей и чувств поможет подростку лучше понимать самого себя и эффективнее общаться с окружающими людьми. Это способствует развитию здоровых и поддерживающих отношений и помогает решать конфликты конструктивным образом.


"Язык - это инструмент, с помощью которого мы выражаем не только свои мысли, но и свою личность. Обучение ясному и эффективному выражению мыслей и чувств является ключом к глубокому пониманию себя и гармоничным отношениям с другими людьми." - Карл Роджерс


Внедрение позитивного подхода в коммуникации с подростками и поощрение их самовыражения


 

Внедрение позитивного подхода в коммуникации с подростками играет важную роль в создании поддерживающей и доверительной атмосферы. Рассмотрим подробнее эту стратегию и приведем примеры ее применения.


  •  * Выражение признания и похвалы: Поощрение и признание достижений подростков помогают им почувствовать себя ценными и поддержанными. Вы можете выразить признание за их усилия, достижения или прогресс в какой-либо области. Например, "Я заметил, как ты стараешься в школе и видел, как улучшилась твоя оценка. Ты проделал большую работу, и я горжусь тобой".
  •  * Способствование самовыражению: Подростки нуждаются в возможности свободно выражать свои мысли, чувства и мнения. Позволяйте им делиться своими идеями и уважайте их точку зрения, даже если она отличается от вашей. Показывайте, что вы готовы выслушать их и учитесь принимать их самовыражение без осуждения или критики. Например, "Мне интересно услышать твое мнение по этому вопросу. Расскажи мне, что ты думаешь об этом".
  •  * Поддержка позитивной атмосферы: Создание позитивной атмосферы во время общения способствует комфортному и открытому обмену мнениями и чувствами. Показывайте подросткам, что вы цените их и поддерживаете их усилия. Используйте позитивное обращение и подход в своей речи и отношении. Например, вместо того, чтобы критиковать или указывать на ошибки, вы можете выразить свое понимание и поощрение. "Я вижу, что ты стараешься и делаешь все возможное. Продолжай в том же духе, я верю в тебя".


Внедрение позитивного подхода в коммуникации с подростками помогает укрепить их самооценку, развить уверенность в себе и создать благоприятные условия для открытого и взаимопонимающего общения. Это способствует развитию позитивных и здоровых отношений между вами и подростком.


Преодоление препятствий в коммуникации


 

Преодоление препятствий в коммуникации является важной задачей при взаимодействии с подростками. Рассмотрим подробнее эту тему и приведем примеры способов преодоления препятствий.


  •  * Обращение с конфликтами и разрешение конфликтных ситуаций: Конфликты могут возникать во время общения с подростком из-за различных взглядов, потребностей или ожиданий. Важно научиться эффективно обращаться с конфликтами и искать конструктивные решения. Например, вы можете применить метод активного слушания, позволяющий внимательно выслушать подростка, выразить свои точки зрения и совместно искать компромиссы. Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.
  •  * Использование технологий и социальных сетей: В современном мире технологии и социальные сети становятся все более популярными среди подростков. Они могут быть полезными инструментами коммуникации, но также могут представлять определенные ограничения и риски. Важно обучить подростка эффективному и безопасному использованию технологий. Например, вы можете проводить беседы о цифровой грамотности, конфиденциальности информации и вреде онлайн-жестокости. Это помогает подростку осознать потенциальные риски и развивает навыки ответственного поведения в онлайн-среде.
  •  * Учет культурных различий и межличностных особенностей: При коммуникации с подростками разных культур и бэкграундов важно учитывать их культурные особенности и межличностные различия. Это позволяет установить более глубокое взаимопонимание и уважение. Например, вы можете изучить некоторые особенности культуры подростка и учесть их во время общения. Спросите подростка о его культурных традициях и ценностях, и покажите готовность к адаптации и уважению.


Преодоление препятствий в коммуникации требует гибкости, терпения и открытого взаимодействия. Важно стремиться к взаимопониманию и созданию благоприятной обстановки, где подросток чувствует себя услышанным и понятым.


Использование технологий и социальных сетей в коммуникации с подростками: преимущества, ограничения и риски


 

Использование технологий и социальных сетей в коммуникации с подростками имеет свои преимущества, но также сопряжено с определенными ограничениями и рисками. Давайте рассмотрим эту тему подробнее и приведем примеры.


Преимущества:


  1.  * Широкие возможности коммуникации: Технологии и социальные сети предоставляют подросткам возможность общаться с людьми из разных стран, расширять круг общения и находить единомышленников. Например, подростки могут присоединиться к сообществам или группам с общими интересами, где они могут делиться своими мыслями, идеями и получать поддержку.
  2.  * Удобство и доступность: Технологии позволяют подросткам общаться в любое удобное для них время и место. Они могут отправлять сообщения, делиться фотографиями и видео, выражать свои эмоции через эмодзи и стикеры. Это удобно и облегчает поддержание связи с друзьями и близкими.


Ограничения:


  1.  * Отсутствие невербальных сигналов: При использовании технологий и социальных сетей в коммуникации с подростками отсутствует возможность воспринимать невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и интонация голоса. Это может затруднить полное понимание смысла и эмоциональной окраски сообщений.
  2.  * Риск неправильной интерпретации: Письменная коммуникация может подвергаться неправильной интерпретации, так как текстовые сообщения могут быть оценены по-разному в зависимости от эмоционального состояния получателя. Например, саркастические или шуточные высказывания могут быть восприняты буквально, что может вызвать недоразумения или конфликты.


Риски:


  1.  * Онлайн-жестокость: Технологии и социальные сети могут стать площадкой для онлайн-жестокости, такой как кибербуллинг или размещение унизительных комментариев и фотографий. Это может негативно сказываться на эмоциональном и психологическом благополучии подростка.
  2.  * Потеря приватности: Использование технологий и социальных сетей может повлечь потерю приватности и защиты персональной информации. Подростки могут столкнуться с риском попадания в сети мошенников, хакеров или стать жертвами киберпреследования.


Для эффективного использования технологий и социальных сетей в коммуникации с подростками, важно осознавать и обсуждать эти преимущества, ограничения и риски. Родители и педагоги могут играть важную роль, обучая подростков навыкам цифровой безопасности, этикету в сети и способам справляться с негативными ситуациями, возникающими в онлайн-мире.


Психологическая поддержка для подростков и их родителей


 

Психологическая поддержка играет важную роль в улучшении коммуникации с подростками и помощи их родителям. Психологи и психотерапевты обладают специализированными знаниями и навыками, которые помогают разрешать конфликты, облегчать эмоциональное напряжение и создавать здоровые коммуникативные взаимоотношения. Вот некоторые аспекты, которые они могут предоставить:


  •  * Разработка стратегий: Психологи и психотерапевты могут работать с подростками и их родителями для разработки конкретных стратегий, которые помогут улучшить коммуникацию. Они помогут идентифицировать проблемные области и научат эффективным навыкам общения, таким как активное слушание, ясное выражение мыслей и эмоций, установление границ и уважение других.


Пример: Психолог может провести семейную терапию, где родители и подросток будут работать вместе над развитием навыков слушания и эмоциональной открытости. Они могут применять ролевые игры, чтобы практиковать конструктивные способы общения.


  •  * Понимание эмоций и конфликтов: Психологи помогают подросткам и родителям разбираться в своих эмоциях и разрешать конфликты. Они могут предложить инструменты и стратегии, которые помогут управлять эмоциями, разрешать разногласия и строить более гармоничные отношения.


Пример: Психолог может научить подростка и его родителей техникам управления гневом, таким как глубокое дыхание или время для саморегуляции, чтобы избежать эскалации конфликта.


  •  * Поддержка в кризисных ситуациях: Психологическая поддержка также может быть необходима в случаях, когда подросток или его родители сталкиваются с кризисными ситуациями, такими как депрессия, тревожность или насилие. Психологи предоставляют конфиденциальное и профессиональное пространство, где подросток может выразить свои эмоции и получить помощь в разработке стратегий для справления с трудностями.


Пример: Психолог может работать с подростком и его родителями, чтобы помочь им справиться с эмоциональным стрессом, связанным с разводом семьи. Они могут предложить поддерживающие стратегии и направить на других специалистов, если требуется более специализированная помощь.


В случае необходимости квалифицированной помощи и поддержки, родители и подростки могут обратиться к психологам, психотерапевтам или консультантам, специализирующимся на работе с подростками. Важно искать профессионалов с опытом и хорошей репутацией, которые могут предоставить поддержку, соответствующую конкретным потребностям и ситуации.


Психологическая поддержка и консультации могут значительно улучшить коммуникацию с подростками и способствовать здоровому развитию и отношениям.


Как улучшить коммуникацию с подростком?: Заключение


 

Коммуникация с подростками является неотъемлемой частью их развития и формирования здоровых отношений. Понимание физиологических, эмоциональных и когнитивных изменений, связанных с подростковым периодом, помогает нам лучше адаптировать нашу коммуникацию к их потребностям.


Осознание влияния самооценки, самоидентификации и развития мозга подростка позволяет нам разрабатывать эффективные стратегии коммуникации, которые способствуют установлению эмоциональной связи и пониманию друг друга.


Кроме того, мы рассмотрели использование технологий и социальных сетей в коммуникации с подростками, учет культурных различий и преодоление конфликтов. Все эти аспекты требуют нашего внимания и гибкости, чтобы эффективно взаимодействовать с подростками разных культур и обеспечивать поддержку в современном цифровом мире.


Мы надеемся, что представленные в статье стратегии и примеры помогут практикующим психологам и психотерапевтам улучшить свою работу и достичь более успешных результатов в коммуникации с подростками. Наша цель - создать здоровое окружение для развития подростков и поддерживать их в процессе их личностного роста.


Дата публикации статьи "Как улучшить коммуникацию с подростком?": 9-06-2023, 08:33


Автор: Карина Соловьева
Я профессиональный психолог со стажем 9 лет. Люблю помогать людям и делюсь своими знаниями в статьях.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Полезно прочитать